Рекомендации инструктора по ФИЗО

26.04.2019

01.01.2017

IMG-20240130-WA0009.jpg

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. «Использование нестандартного физкультурного оборудования» Подготовил : Ермилова Е.В. Инструктор по физической культуре Прогулка способствует повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, укрепляет мышечную систему, повышает жизненный тонус. Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Выделяют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи оптимизации двигательной активности детей на прогулке: · Забота о физическом и психологическом благополучии детей; · Дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; · Обучение детей умению регулировать свою двигательную активность; · Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; · Целенаправленное развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости; · Поощрение двигательного творчества; · Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками. Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возрастным возможностям детей. Причем, количество и содержание игр и физических упражнений зависят от общего распорядка, могут быть различными в разные дни недели, в разное время года. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить детям самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. При подготовке условий для проведения подвижных игр и физических упражнений воспитатель должен опираться на самостоятельность и активность детей (рационально разместить пособия, атрибуты, при необходимости – разметить площадку). При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации, что повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. Работа с небольшой группой детей позволяет воспитателю творчески учитывать их индивидуальные возможности. Подвижную игру, проводимую со своей группой детей повторяют 3-5 раз. Общая длительность игры составляет 10-12 минут. Спортивные упражнения и упражнения в основных видах движений желательно организовать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое задание (Например, дети с высокой и средней двигательной активностью выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости: езда на велосипеде по дорожке, объезжая ориентиры; дети с низкой двигательной активностью упражняются в разных видах прыжков через скакалку). При этом воспитатель осуществляет контроль. Такая организация требует тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями детей. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Воспитатель обращает внимание лишь на важные моменты от которых зависит ход игры и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение её содержания (в сюжетных играх – сюжетный рассказ). Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности. В процессе игр педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать себя и своих товарищей. Это способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. В первой младшей группе во время утренней прогулки с детьми проводятся игры большой подвижности длительностью 10-15 минут. В дни физкультурных занятий их длительность сокращается до 5-10 минут. На вечерней прогулке, чтобы дети не перевозбуждались, следует организовывать игры средней подвижности. Педагог должен вовлекать в игру всех воспитанников. Однако, некоторые игры, например, игры с бегом иногда целесообразно проводить по подгруппам (в начале учебного года, поздней осенью). Игра должна быть связана со знакомым ребенку образом. Большим успехом у детей этого возраста пользуются игры с коротким стихотворным текстом. Особенностью методики проведения подвижных игр для этой группы является то, что педагог выполняет ведущую роль, на протяжении всей игры подбадривает, поощряет детей. Воспитатель упражняет ребенка в том или ином виде движений, которые ему даются труднее, чем сверстникам, используя при этом игровые приемы ("Покажи Мишке, как надо перешагивать через кубики"), поручения ("Достань игрушку"), имитации ("Покажи как летает птичка"). Во второй младшей группе продолжительность игр та же. В целях воспитания у младших дошкольников активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из детей. Особое внимание воспитатель второй младшей группы должен обращать на соблюдение детьми правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занимать своё место при построении, разбегаться по всей площадке и т.д.) Если для прогулки планируются спортивные упражнения, подвижная игра должна предварять их. С 3-4 лет в процессе выполнения физических упражнений воспитатель приучает детей соблюдать правила безопасности, проявлять взаимопомощь. Ребенку этого возраста свойственна склонность к подражанию своим сверстникам. Поэтому на прогулку необходимо выносить по нескольку экземпляров одного и того же. Физкультурного инвентаря, атрибутов для игр. Вместе с тем дети 3-4 лет более самостоятельны в выполнении упражнений. Важно вовремя помочь ребенку, подсказать, как выполнить то или иное упражнение, обеспечить своевременную страховку, смену видов деятельности. В средней группе наравне с сюжетными широко используются бессюжетные игры типа "Ловишка", "Сбей булаву", "Подбрось – поймай" и др. В играх детей 4-5 лет необходимо регулировать нагрузку, варьируя продолжительность и скорость бега, сокращая или увеличивая число игроков, изменяя условия и правила. В дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр и физических упражнений сокращают (примерно на 50%). Для ребёнка пятого года жизни характерны сравнительно устойчивый интерес к движениям. Необходимо поощрять игры детей с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Важно поощрять, поддерживать самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений. В старшей группе в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Продолжительность подвижных игр на прогулке составляет 15-20 минут. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность 25-30 минут. Ход игры и её правила объясняются перед началом. Если в этом есть необходимость воспитатель может показать отдельные движения, выяснить с помощью вопросов, как дети поняли игру. Очень важно после игры дать объективный анализ поведения детей, выполнения ими правил. Это способствует воспитанию дружного коллектива, формированию у каждого ребенка сознательного отношения к своему поведению. Летом можно проводить пешеходные прогулки на расстояние 2 км продолжительностью 25-30 минут в один конец. Зимой организуются лыжные прогулки на расстояние 1,5-2 км в один конец. Воспитатель заранее намечает и проверяет маршрут, определяет как будут использованы природные условия для упражнения детей в разных видах движений; где организовать отдых, где провести игру. Необходимо побуждать детей использовать в самостоятельной деятельности на прогулке разнообразный физкультурный инвентарь. На участке желательна дорожка препятствий. В задачи педагога входит организовывать подвижные игры с элементами соревнований, спортивные игры и спортивные упражнения. Он должен регулировать чередование различных видов деятельности воспитанников, направлять их интересы. В течение месяца со старшими дошкольниками проводится более 20 подвижных игр разной интенсивности; при этом 3-4 разучиваются вновь. В подготовительной к школе группе в дни физкультурных занятий продолжительность физических упражнений и игр на прогулке 20-25 минут. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся - 30-35 минут. В течение дня с детьми проводят (фронтально) не менее 2-3 подвижных игр. Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные движения показать. В ходе игры, по мере необходимости, воспитатель напоминает какие-то моменты, что-то подсказывает в целях предупреждения нарушения правил. Оценка деятельности детей в игре осуществляется педагогом с привлечением её участников. Важно отметить проявления взаимовыручки, соблюдение правил, качество двигательных действий. Следует всячески поощрять самостоятельность детей в организации и проведении игр. Один раз в квартал, в зависимости от сезона и погодных условий проводятся пешеходные и лыжные прогулки продолжительностью 40-45 минут в один конец. Так же как и в старшей группе, воспитатель заранее определяет и проверяет маршрут, продумывает организацию детей, их деятельность и отдых (через каждые 15-20 минут пути). Маршрут в один конец для прогулки на лыжах – 2 км. При этом необходимо учитывать физические возможности всех воспитанников, заранее готовить к прогулке новичков, детей отстающих в физической подготовленности. На прогулке необходимо поощрять спортивные, народные игры. Физкультурный инвентарь, атрибуты для игр и упражнений следует периодически менять, использовать с учетом состояния погоды, содержания физкультурных занятий, а также физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей. При распределении игр и физических упражнений в течение дня нужно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателями на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. Итак, при подборе и организации игр и физических упражнений на прогулке необходимо: § учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей; § заботиться о соответствии содержания игр и упражнений времени года, состояние погоды; § предусматривать разные приёмы выбора детей на ведущие роли; § предлагать варианты усложнения упражнений и подвижных игр; § использовать разные способы организации детей; § заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды; § стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы. Правильная организация двигательной деятельности ребёнка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребёнка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создаёт у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников (Г.Т.Юрко, В.Г.Фролов). Как показали исследования, дети старшего дошкольного возраста способны пробегать в среднем темпе (2,4-2,7 м/сек.) без остановок значительное расстояние (500-1800м). ЧСС ребенка при этом колеблется в пределах 150-165 уд/мин. Оздоровительные пробежки со старшими дошкольниками целесообразно проводить 2 раза в неделю, в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. Беговая дорожка может проходить вокруг здания детского сада. Для детей 5-6 лет полная дистанция составляет 250-500м, а для детей 6-7 лет дистанция бега в течение учебного года постепенно увеличивается от 500 до 1000м. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Так, детям 5-6 лет с высоким и средним уровнями ДА предлагают пробежать 500м, а малоподвижным детям – 250м. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнями ДА пробегают 750-1000м, а малоподвижные – 500м. Методика оздоровительного бега имеет свои особенности. Вначале проводится небольшая разминка, которая включает упражнения для различных групп мышц, разные виды ходьбы. В самом начале дети бегут "стайкой". Первое время воспитатель бегает вместе с детьми, следя за индивидуальной длительностью бега детей, за их самочувствием. Уставшим детям педагог предлагает сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривает и даёт возможность проявить свою выносливость. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают пробежать дополнительное расстояние, при этом воспитатель контролирует самочувствие и состояние каждого ребёнка. Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением упражнений на дыхание. После этого в течение 2-3 минут выполняются упражнения на расслабление. Необходимо помнить: бег должен доставлять детям "мышечную радость" и удовольствие. Постепенно следует вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определенный темп, при этом желательно почаще бегать вместе с детьми. Ведущим можно поставить более подготовленного ребенка. Желательно не прекращать пробежки в зимнее время года, но при этом следует сократить длину беговой дорожки, учитывая, что у детей утепленная одежда.Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».