ПРОЕКТ «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ» - 2018 ГОДА

26.04.2019

Направление конкурса: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Инновационный проект «СТУПЕНИ К ШКОЛЕ»

Автор: Темир М.М.

педагог-психолог МБДОУ №301

Актуальность

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) преемственность дошкольного и начального школьного образования можно определить как целенаправленный и специфический для каждого отдельного возрастного периода непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка. Обеспечение преемственности на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в системе образования.

Кудрявцев Т.В. считает, что при переходе из дошкольного детства в школьное происходит «радикальная смена социальных ситуаций детского развития - от коммуникативно-игровой кучебной». При этом у ребенка продолжают формироваться «универсальные, базовые человеческие способности (воображение, умение ориентироваться на позицию другого человека, произвольность, предпосылки и основы разумного мышления и т.д.)». То есть, по сути, направление развития остается без изменений, а социальная ситуация меняется полностью.

С точки зрения наличия этого противоречияпроблема преемственности дошкольного и начального образования рассматривается в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А.Венгера, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Г.А.Цукерман, К.Н. Поливановой, Е.Е.Шулешко, Н.И.Гуткиной и др.[7]

Эльконин Д.Б. делает вывод о том, что «дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в единомкультурно-образовательном пространстве».[12]С целью воплощения этой идеи в 70-х годах 20 века был создан некий экспериментальный образовательный центр (по независящим от автора проекта причинам центр перестал функционировать).

Должикова Р. А. и Федосимов Г. М. указывают на то, что «преемственность дошкольного образования наиболее ярко находит своё практическое выражение, например, в создающихся образовательных комплексах, которые объединяют в себе несколько видов учебных заведений».[6]Нам не удалось найти информацию относительно наличия таких учебных заведений в Екатеринбурге.

Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что преемственность образования является актуальным, востребованным направлением развития в системе образования.

Сегодня дошкольные образовательные организации, несомненно, двигаются в направлении выстраивания преемственности между детским садом и начальной школой. Изучив ряд публикаций, описывающих опыт реализации идей по формированию преемственности в образовании, можно выделить наиболее популярные и часто реализуемые среди них:

1). Взаимодействие с педагогами, в том числе и методическое: (совместные педагогические советы (дошкольных групп и школа)); тематические семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение мониторинга по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов дошкольных групп и школы; открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

2). Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и дошкольных групп; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

3). Работа с родителями: совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами дошкольных групп и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги.

Таким образом, мы видим, что в основном работа в данном направлении носит либо разовый, приуроченный к каким-либо датам или праздникам, либо ситуативный, спонтанный характер. Также следует отметить тот факт, что взаимодействие выстраивается между одним ДОУ и одной школой, иногда с привлечением других социальных партнеров (музеи, библиотеки, дома культуры, детские досуговые центры). [6,8,9]

Цель проекта: выстраивание системы взаимодействия между ДОУ (№301, №347 и №114) и СОШ (№173, №5 и №10) в направлении реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Задачи:

• согласовать участие в проекте всех заявленных организаций;

отследить родительские предпочтения с целью формирования предшкольных групп;

• разработать, утвердить и согласовать Программу взаимодействия;

• обеспечить систематическое посещение воспитанниками занятий на базе СОШ. формировать у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных;

• формировать у педагогов и специалистов практических умений и навыков реализации принципа преемственности в профессиональной деятельности;

• изучить и внедрить в практику работы образовательных организаций-участников методик и технологий, обеспечивающих реализацию принципа преемственности;

• повысить профессиональную компетентность педагогических работников по проблеме преемственности;

• разработать и апробировать Программу преемственности в образовательном процессе ДОУ и начальной школы;

• выстроить систему взаимодействия с родителями через повышения их педагогической, психологической компетенции в вопросах преемственности.

Мы считаем, что цель проекта соответствует заявленным проблемам, и ее достижение позволит выстроить отлаженную систему взаимодействия между детским садом и школой, реализовав, таким образом, одно из приоритетных направлений ФГОС.

На наш взгляд, уникальность проекта заключается в том, что в нем будут задействованы несколько дошкольных образовательных организаций инесколько школ. Также заслуживает внимания то, что основными, активными участниками взаимодействия будут непосредственно воспитанники ДОУ (то есть основная работа будет проводиться именно сдетьми). Предполагается, что для посещения школ будут сформированы группы воспитанников из разных ДОУ. Схема формирования предшкольных групп в рамках проекта представлена в Приложении 1.


Содержание проекта

Проект рассчитан на 15 месяцев. Основной этап приходиться на учебный 2018-2019 год.

№п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

1

Подготовительный

1.Разработка Программы взаимодействия.

2. Согласование Программы с потенциальными участниками проекта.

01.06.2018 –

31.08.2018гг.

2

Практический

1. Проведение анкетирования (обработка результатов).

2. Формирование предшкольных групп.

3. Непосредственно реализация проекта (посещение детьми занятий на базе СОШ).

01.09.2018 –

31.05.2019гг.

3

Заключительный, обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Анализ проведенной деятельности.

3. Представление результатов на общем собрании.

3. Составление плана Программы на следующий период (при условии успешной реализации проекта).

01.06.2019 –

31.08.2019гг.


Механизмы и условия реализации проекта.

Для реализации проекта нами определены функции всех участвующих образовательных организаций, а также родителей воспитанников. На подготовительном и практическом этапе будут разработаны соответствующие локальные акты (приказы, положения и прочее), регламентирующие деятельность участников проекта в рамках его реализации.

Управление по реализации проекта осуществляется Методическим советом. Основными элементами управления проектом это: целеполагание, планирование, мониторинг, обратная связь, адаптация, анализ. Методический совет (состоящий из представителей каждой, участвующей в проекте образовательной организации) решает стратегические задачи управления, его деятельность будет регламентирована Положением о методическом совете. Методический совет будет принимать участие на всех этапах управления.

В реализации Проекта задействованы: представители администрации образовательных организаций, объединенные для реализации Проекта в Методический совет, Педагогический совет (педагоги и воспитатели, непосредственно участвующие в реализации Проекта), Родительский комитет (родители воспитанников, принимающих участие в реализации Проекта); творческие группы (временные творческие коллективы, созданные на добровольной основе из числа педагогических и административных работников гимназии по инициативе администрации или педагогов, деятельность творческих групп регламентируется Положением о творческих группах).

Методический совет:

- корректирует модель Программы взаимодействия для рассмотрения на Педагогическом совете;

- осуществляет внутренний мониторинг реализации проекта;

- формулирует цели и задачи в условиях реализации проекта;

- анализирует состояние и результативность реализации проекта и представляет результаты на общем собрании;

- обеспечивает методическое сопровождение проекта;

- организует работу методических семинаров для педагогов и воспитателей в условиях реализации проекта;

- координирует работу по формированию преемственности на всех этапах реализации проекта;

- вносит предложения по созданию временных творческих групп педагогов;

- разрабатывает систему критериев оценки результатов реализации Проекта.

Педагогический совет:

- разрабатывает и выносит на рассмотрение Методического совета Программу сопровождения групп предшкольной подготовки;

- реализует разработанную и утвержденную Методическим советом Программу сопровождения групп предшкольной подготовки;

- своевременно сообщает о необходимости внесения дополнений и изменений в реализуемую Программу;

- координирует процесс реализации педагогами и воспитателями возложенных на них Проектом обязанностей.

Родительский комитет:

- дает согласие на участие детей в Проекте;

- принимает участие в общих собраниях по вопросам реализации Проекта;

- вносит предложения по внесению изменений и дополнений в содержание Проекта;

- способствует формированию у детей положительной мотивации к участию в проекте.

Творческие группы: создаются для решения конкретных задач и прекращают свою деятельность по мере их выполнения.

Условия, необходимые для реализации Проекта.

Условия

Характеристика

Нормативно-правовыеХочу такой сайт

Базой для реализации Проекта выступают следующие нормативно-правовые акты, регулирующие проектную деятельность и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях в Российской Федерации на федеральном уровне, являются:

Конституция РФ (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);

‒ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

‒ ФГОС (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);

‒ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295 (основной целью является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);

‒ Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);

‒ Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006 (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании);

‒ Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» и пр.

Кадровые

Не требует дополнительного комплектования кадрового состава. Порядок распределения дополнительной нагрузки, связанной с реализацией Проекта, будет регламентирован локальными актами.

Материально-технические

Требует приобретения расходных материалов и сопутствующих товаров (канцтовары, дидактические пособия, раздаточный материал и прочее). Полный список будет составлен после разработки Программы Проекта.

Программно-методические

На сегодняшний день не требует дополнительных вложений (предполагается, что занятия будут проводиться на базе уже имеющихся методических разработок). Однако, допускаются дополнительные траты (полный список будет составлен после разработки Программы Проекта.)

Финансовые

Затраты на приобретения материально-технического и программно-методического обеспечения Проекта.

Оплата дополнительной нагрузки педагогам и воспитателям (возможно, стимулирующие выплаты).

Риски Проекта

Сильные стороны:

1. Высокая квалификация педагогических работников.

2.Мобильность в выполнении функциональных сфер деятельности образовательных учреждений.

2.Открытость к участию в мероприятиях.

3. Расположение образовательных организаций в шаговой доступности.

4. Принцип комплектования предшкольных групп (учет реальных желания и возможностей пойти именно в эту образовательную организацию).

5.Проведение мониторинга родительских предпочтений с целью выявления желания и реальной возможности пойти в конкретную образовательную организацию.

6. Снижение родительской напряженности, обеспокоенности в решении проблем, связанных со школьной адаптацией.

7. Снижение потребности искусственно повышать уровень образовательной нагрузки через посещение стандартных классов предшкольной подготовки.

Слабые стороны:

1. Большое количество участвующих образовательных организаций.

2. Низкая мотивационная готовность потенциальных участников.

3. Распределение ответственности среди участников.

4. Отсутствие дополнительных источников финансирования.

5. Повышенная занятость педагогических работников.

Возможности:

1. Перспектива стать инновационной площадкой.

2. Разработка технологий сотрудничества, общей ответственности за результат.

3. Возможность при зачислении в школу сохранить состав групп предшкольной подготовки.

4. Снижение риска развития школьных страхов и дезадаптации.

5. Повышение уровня образовательных результатов в начальной школе.

6. Сокращение адаптационного к школе периода как у детей, так и у родителей.

7. Разработка инновационной программы преемственности с перспективой ее дальнейшей реализации на постоянной основе.

8. Привлечение финансирования на реализацию Проекта.

9. Привлечение внимания к проблеме преемственности.

10. Повышение статуса образовательных организаций-участников.

Риски:

1. Неясность в отношении сроков проведения капитальных ремонтов в образовательных организациях, участвующих в Проекте.

2. Несовпадение социального заказа государства с интересами родителей.

3. Непонимание родителями значимости целей и задач Проекта.

Ожидаемые образовательные результаты.

1. Осуществляется преемственность в содержании обучения и воспитания, формах и методах образовательной работы, в педагогических требованиях и условиях воспитания детей.

2. Снижены негативные аспекты адаптационного к школе периода.

3. Высокий уровень развития универсальных учебных действий.

4. Разработаны и успешно реализуются методики и технологии, обеспечивающих реализацию принципа преемственности.

5. Программа внедрена в практику осуществления преемственности.

6. Созданы комфортные условия успешности обучения и воспитания каждого ребёнка, младшего школьника.

7. Развитие мотивационный готовности к обучению в школе, а также учебной мотивации у детей.

Ожидаемые социальные эффекты.

1. Удовлетворение потребностей государства в реализации требований ФГОС относительно формировании преемственности дошкольного и начального школьного образования.

2. Получение педагогическими работниками опыта реализации преемственности.

3. Удовлетворенность родителей процессом обучения детей в школе.

4. Снижение скептического отношения родителей к актуальной системе образования.

5. Вовлеченность родителей в дела ребенка, оптимизация детско-родительских отношений.

Оценка результатов проекта.

1. Экспертиза разработанной Программы преемственности (соответствие целям и задачам, универсальность).

2. Наличие общего информационного пространства, позволяющего педагогам обмениваться опытом.

3. Наличие механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

4. Удовлетворенность результатами участия в проекте родителей воспитанников.

5. Уровень учебной мотивации, показатели УУД детей-участников проекта.


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М.; АРКТИ, 2007.

2. Асмолов А.Г., Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение,2008.

3. Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1988.

4. Давыдов В. В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.

5. Довженко Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 25.04.2018).

6. Должикова Р. А., Федосимов Г. М. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008

7. Кудрявцев В.Т.Вестник № 11/ 2003.Развивающее образование:
преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней.
http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_kudrjavcev.htm

8. Рябишева С.А. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС. Маам.ru. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru/detskijsad/premstvenost-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovanija-v-ramkah-fgos.html

9. Худышкина Р.В. Социальная сеть работников образованияnsportal.ru. Преемственность дошкольного и начального школьного уровня образования. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/05/preemstvennost-doshkolnogo-i-nachalnogo-shkolnogo-urovnya-obrazovaniya

10. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. - №21.

11. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844. — URL https://moluch.ru/archive/101/22995/ (дата обращения: 23.04.2018).

12. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М., 1989.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».